Идеология в рационализации деятельности
Додано: 31 грудня 2015 21:19
Важность наличия идеологии для производственной деятельности особенно неочевидна в том случае, если она по каким-то причинам отсутствует, либо не формализирована, как ни странно... Отсутствовать уникальный формализированный свод мотивативных предпосылок может по вполне объектиным причинам.
Вообще, наличие уникальной идеологии не обязательно. Социумы автоматически принимают правила игры той ступени развития на которой находятся. Вспомним 5 стадий развития социума. Название стадий и есть идеологемы по умочанию:
1. Жизнь говно
2. Моя жизнь говно
3. Я крутой, а ты - нет
4. Мы круты
5. Мир прекрасен.
Идеология, особенно уникальная, нужна только чему-то выдающемуся либо непохожему, так как может обладать значительным центростемительным притягиванием. Иделогия по принципу "покупают не то, что мы делаем, а то почему мы это делаем," позволяет, например, не совершать целый ряд тривиальных ощибок, блуждая по своей ступени, либо пытаясь вскарабкаться на следующую.
Особенно это заметно в бурнопреобразующихся социумах, когда отсутствие базисной мотивативной склеивающей основы "почему мы это все, вообще, делаем", зачастую ведет к потере важных, нужных, а может и уникально необходимых для прогресса членов социума лишь потому, что те не смоги вовремя понять изменения, чтобы их принять. Так виртуоз обращения с вилкой и ножом в каком-нибудь, скажем, итальянском ресторане, станет белой вороной в китайском, если ему не объяснить как есть палками и зачем это ему. Ведь он может вполне резонно полагать, что раз там, практически всю сознательную жизнь, нож и вилка были уместными и его поведение вызывало чуть ли не восхощение, тут, должно быть так же... А эта странная реакция временна или проверка/ошибка какая... А о нем - "криворукий ретроград, не способный понять новое, вечно чем-то не довольный" - чем недовольный, да он, как любой нормальный человек в панике от того, что вокруг происходит непонятная хрень, которая непонятно почему началась, непонятно когда закончится и непонятно к чему приведет. Самое интересное, что доводы обеих сторон резонны, но центробежны, так как не находятся в общей идеологической, целеопределяющей системе координат.
Да, есть люди, способные сварить вполне пристойный борщ в сковороде... но их чаще влекут собственные ветряные мельницы, они не могут долго выполнять роль тела социума, временами выполняют роль недостающей части, иногда немного трендообразующего чего-то сделают. Мы же говорим о вовлечении нормальных людей.
Мне кажется, что человечество еще ничего более сильного, чем вовличение идеей не придумало. Можно, конечно, в очередной раз изобретать колесо, ведь оно круглее всех, разбрасываясь ресурсами, способными наконец воплотить очередную гениальную идею. А можно начать собирать вокруг себя, чтобы эта идея была вполне воплощена, если мы действительно этого хотим.
Вообще, наличие уникальной идеологии не обязательно. Социумы автоматически принимают правила игры той ступени развития на которой находятся. Вспомним 5 стадий развития социума. Название стадий и есть идеологемы по умочанию:
1. Жизнь говно
2. Моя жизнь говно
3. Я крутой, а ты - нет
4. Мы круты
5. Мир прекрасен.
Идеология, особенно уникальная, нужна только чему-то выдающемуся либо непохожему, так как может обладать значительным центростемительным притягиванием. Иделогия по принципу "покупают не то, что мы делаем, а то почему мы это делаем," позволяет, например, не совершать целый ряд тривиальных ощибок, блуждая по своей ступени, либо пытаясь вскарабкаться на следующую.
Особенно это заметно в бурнопреобразующихся социумах, когда отсутствие базисной мотивативной склеивающей основы "почему мы это все, вообще, делаем", зачастую ведет к потере важных, нужных, а может и уникально необходимых для прогресса членов социума лишь потому, что те не смоги вовремя понять изменения, чтобы их принять. Так виртуоз обращения с вилкой и ножом в каком-нибудь, скажем, итальянском ресторане, станет белой вороной в китайском, если ему не объяснить как есть палками и зачем это ему. Ведь он может вполне резонно полагать, что раз там, практически всю сознательную жизнь, нож и вилка были уместными и его поведение вызывало чуть ли не восхощение, тут, должно быть так же... А эта странная реакция временна или проверка/ошибка какая... А о нем - "криворукий ретроград, не способный понять новое, вечно чем-то не довольный" - чем недовольный, да он, как любой нормальный человек в панике от того, что вокруг происходит непонятная хрень, которая непонятно почему началась, непонятно когда закончится и непонятно к чему приведет. Самое интересное, что доводы обеих сторон резонны, но центробежны, так как не находятся в общей идеологической, целеопределяющей системе координат.
Да, есть люди, способные сварить вполне пристойный борщ в сковороде... но их чаще влекут собственные ветряные мельницы, они не могут долго выполнять роль тела социума, временами выполняют роль недостающей части, иногда немного трендообразующего чего-то сделают. Мы же говорим о вовлечении нормальных людей.
Мне кажется, что человечество еще ничего более сильного, чем вовличение идеей не придумало. Можно, конечно, в очередной раз изобретать колесо, ведь оно круглее всех, разбрасываясь ресурсами, способными наконец воплотить очередную гениальную идею. А можно начать собирать вокруг себя, чтобы эта идея была вполне воплощена, если мы действительно этого хотим.