Человек обладающий логическим мышлением не может не анализировать, сравнивать события, предметы и окружающих людей с целью познания, выявления закономерностей. Как любое социальное животное, человек стремится, сознательно или несознательно, узнать правила общества, чтобы играть в игру желательно знать ее правила. Чтобы стать частью социума, занять место в ее иерархии, много ума не нужно. У каждого представителя высших приматов это получается даже без наличия второй сигнальной системы. Сложности, мне кажется, как раз начинаются с появлением разума, развитой абстрактной логики.
Для социума, подчиняющегося биологическим законам, например, побеждает сильнейший, иерархия довольно проста. Для выживания, прогресса вида необходима элиминация особей со слабыми генами, необходимо увеличение процентного соотношения носителей выгодного гена, комбинации генов для борьбы за ареал в будущем. Альфа-самец или самка(сверхсущество), в зависимости от сложившихся особенностей, являются носителями преимущественного, предпочтительного генотипа. Стая, прайд, стадо подчинены их воле, так как для биологического выживания ничего кроме физических особенностей не требуется. Группа носителей более выгодной комбинации генов найдет/отстоит ареал. Хочешь стать вожаком? Продемонстрируй физические преимущества. Просто.
Развитие второй сигнальной системы способствовало оттеснению физиологических особенностей на второй план. Для успешного конкурирования таких групп уже недостаточно биологических преимуществ. Вожак перестает быть носителем выгодной комбинации генов, становится носителем предпочтительного знания(сверхчеловек1). И тут начинаются сложности. Знание, само по себе, не является полезным, пока на практике не доказана его полезность. Доказана - вожак. Но доказательство, что знание не полезно, может стоить группе преимущества и даже существования... С развитием человеческого общества, приумножения знаний в группах, более выгодным стала способность выбора нужного в данный момент знания - вожаку стало необходимо принимать решения оперируя накопленной базой знаний внутри и межгрупповой для обеспечения стабильности системы, и применять новые знания, которые и могут обеспечить преимущество перед другой группой конкурентов, не ставя под угрозу существование группы. Но как доказать способность руководить в такой ситуации? Только ретроспективно. Помнят, что решения в прошлом были полезными, - сверхчеловек 2. Еще большее приумножение знаний сделало невозможным рестроспективный анализ каждого кандидата. Возникает клановость и наследственность власти как отражение непрерывности передачи нового полезного знания о использовании накопленных и новых знаний. Происходит узаконивание разделения людей по сортам. Высшая каста - сверхлюди 3. Стать сверхчеловеком можно только по праву рождения. Система стабильна, но инертна, так как не заинтересована в употреблении новых знаний, кроме тех, которые обеспечивают преимущество самой касты.
Наше время. Индивидуализация восприятия, отсутствие кастовых предрассудков, невозможность достоверного отслеживания преимуществ кандидата ретроспективно, недостаточность наличия уникального знания, а тем более физических особенностей, делают выбор нового сверхчеловека не очевидным... И возникла палитра идей от личного совершенства, принадлежности к новым кастам до отождествления сильных мира сего к тем самым сверхлюдям по техническим соображениям... Но не нужно забывать зачем раньше нужны были эти люди - для выживания социума. Делегирование власти под дамокловым мечом ответственности. Для чего это нужно сейчас? Для самоутверждения. Для осознания себя лучшим чем окружающие. А для этого человек готов пойти на многое.
Раскольников размышлял о полезности окружающих процентщиц для общества, а как оказалось, просто думал о пользе для себя. Этим, как мне кажется, заканчивают многие современные теории сортировки населения. Личная выгода или возвышение над толпой. Это простой тест.
Теория сверхчеловека или история деления людей по сортам
Теория сверхчеловека или история деления людей по сортам
Люди, конечно, отличаются. Существует множество критериев, по которым можно систематизировать их качества. Вариабельность критерия полезности для социума, того фактора, который был значимым с времени ценности биологической полезности, часто заставляет абсолютизировать какой-нибудь критерий этой полезности. Что такое полезность? Какую пользу мы ждем от конкретного индивида? Отрицание гуманистических принципов, когда человек важен потому что он человек, при абсолютизации механической пользы влечет нестабильность системы социума, так как возвращает нас к биологической системе оценок, но по критерию, который полезен только исходя из умозаключения о его полезности.